Единый портал контрольно-надзорной деятельности в Ульяновской области

ПРОЕКТ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РАЗМЕЩЕН ДЛЯ ПОВТОРНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Минюстом России на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» regulation.gov.ru размещен для процедуры повторного публичного обсуждения проект федерального закона «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Проект федерального закона подготовлен с учетом положений Концепции нового КоАП, опубликованной на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети «Интернет» (http://government.ru/news/36971/).

Законопроект доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России по результатам рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями, а также гражданами в ходе публичного обсуждения (в период с 30 января 2020 г. по 27 февраля 2020 г.). 

Реформа законодательства об административных правонарушениях направлена на совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности наказания совершенному правонарушению, а концепция нового КоАП предусматривает разделение административного законодательства на материальное и процессуальное. 

Проект Процессуального КоАП регламентирует порядок производства по делам об административных правонарушениях, исполнения административных наказаний, а также правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

Неразрывность стадий производства по делам об административных правонарушениях и их взаимосвязь, начиная с возбуждения дела и заканчивая обжалованием состоявшихся по делу решений, предполагают необходимость помещения процессуальных норм, которыми будут руководствоваться должностные лица, несудебные органы, а также судьи судов общей юрисдикции, в единый кодифицированный акт, направленный на усиление процессуальных гарантий прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях. 

В связи с этим из действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделены нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях. Они объединены в рамках Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом сохранен подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами, рассматривающими в пределах их компетенции дело о привлечении к административной ответственности, регулируется арбитражным процессуальным законодательством. 

При этом ряд процессуальных институтов, которые ранее были закреплены в КоАП (например, отсрочка и рассрочка исполнения административного наказания), также перенесены в проект Процессуального кодекса.

Проект Процессуального КоАП предусматривает увеличение случаев, в которых возможна уплата административного штрафа в размере половины от наложенного административного штрафа.

В проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается установить возможность уплаты наложенного административного штрафа с пятидесятипроцентной скидкой в течение двадцати дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении в качестве общего правила.

Данное правило не будет распространяться только на административные правонарушения, являющиеся в соответствии со статьей 2.3 проекта нового КоАП грубыми, административные правонарушения в сфере транспортной безопасности и отдельные административные правонарушения в сфере дорожного движения (например, повторный проезд на запрещающий сигнал светофора).

При этом сохраняется возможность восстановления срока уплаты наложенного административного штрафа с пятидесятипроцентной скидкой, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления.

 Проект Процессуального КоАП направлен на перевод документооборота при производстве по делам об административных правонарушениях в цифровой формат.

В проекте Процессуального КоАП предлагается определить порядок использования электронных документов участниками производства по делу об административном правонарушении, установить возможность подачи ими заявлений, ходатайств, жалоб в суд, орган либо должностному лицу, осуществляющим производство по такому делу, в форме электронного документа посредством заполнения соответствующей формы на официальном сайте органа административной юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) через личный кабинет участника судебного процесса.

Кроме того, предусмотрена возможность направления и доставки извещений (уведомлений) участникам производства по делу об административном правонарушении с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в личный кабинет участника судебного процесса.

Данные нововведения направлены на оперативность информирования участников производства по делам об административных правонарушениях о совершаемых в отношении них процессуальных действиях и выносимых решениях.

В проект Процессуального кодекса включены положения, направленные на развитие института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях.

Согласно пункту 5.1.3 Концепции нового КоАП более обстоятельного правового регулирования заслуживает вопрос о развитии института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях. 

В проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такой институт предлагается реализовать посредством регламентации возможности участия в процедуре рассмотрения дела об административном правонарушении должностного лица (представителя органа), возбудившего данное дело, а в процедуре пересмотра постановления по делу об административном правонарушении – также должностного лица (представителя органа) вынесшего постановление по делу об административном правонарушении.

При необходимости участие должностных лиц в рассмотрении и пересмотре дела об административном правонарушении может быть признано обязательным.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и представитель органа, возбудивший дело об административном правонарушении, пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, участие в исследовании доказательств, представление своих доводов и объяснений при рассмотрении и пересмотре дела об административном правонарушении.

Таким образом, при разработке Процессуального КоАП ставится задача развития состязательности при рассмотрении и пересмотре дел об административных правонарушениях путем включения в процесс второй стороны – должностного лица (представителя органа), возбудившего или рассмотревшего дело об административном правонарушении.

В проекте Процессуального КоАП по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм восстановления прав лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности (право на реабилитацию).

Так, в проект Процессуального КоАП включены положения о компенсации имущественного и морального вреда, причиненного физическому лицу, а также о возмещении имущественного вреда и вреда, причиненного деловой репутации юридического лица, вследствие незаконного привлечения их к административной ответственности либо незаконного применения к ним мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также положения об аннулировании всех ограничений прав таких лиц, обусловленных фактом незаконного привлечения к административной ответственности.

Упомянутые ограничения предусмотрены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации и состоят в запрете осуществлять отдельные виды деятельности, пользоваться льготами и преимуществами лицам, привлеченным к административной ответственности за определенные административные правонарушения.

Проектом Процессуального КоАП устанавливается право на получение бесплатной юридической помощи в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях.

Согласно пункту 5.2.3 Концепции нового КоАП требуется рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации.

При этом в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с этим в проекте Процессуального КоАП предлагается закрепить возможность оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, когда за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

Источник:

http://minjust.gov.ru/ru/novosti/proekt-processualnogo-kodeksa-rossiyskoy-federacii-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah