«Оптимизация не обязательно должна сопровождаться резкими движениями»
Дмитрий Григоренко о том, как видит свою работу аппарат Белого дома.
О том, как изменили работу исполнительной власти в России реформа контроля и надзора, пандемия коронавируса и мобилизация в контрсанкционной работе, как Белый дом оценивает свою помощь бизнесу и экономике, чего ждет от чиновников, и о том, на какие принципы опирается мировоззрение правительственной команды технократов, в интервью “Ъ” рассказывает глава аппарата правительства, курирующий финансовый и контрольный блок, вице-премьер Дмитрий Григоренко.
— Вы докладывали президенту об итогах реформы контрольно-надзорной деятельности. Чем вызван интерес к этой теме в нынешних условиях, насколько оценка избыточной КНД как одной из главных проблем российской экономики релевантна сегодня и чего здесь бизнесу ждать?
— Актуальность реформы контроля и надзора в нынешних условиях никуда не делась. Более того, сегодняшняя контрсанкционная работа правительства во многом опирается и на опыт взаимодействия властей с бизнесом при наведении порядка в регуляторике, и на извлеченные из него уроки и созданные в процессе механизмы. Уже понятно, что нынешняя ситуация в экономике потребует продолжения этой работы. Где-то экстренного и точечного — и в этом режиме она уже идет, а где-то системного упрощения регуляторных условий ведения бизнеса. И опыт уже прошедшей реформы сейчас очень кстати — если бы его не было, перестраивать работу всей системы регулирования — от аппарата правительства до конкретных бизнес-процессов в отдельных компаниях, снимать излишние ограничения и вводить необходимые в условиях нынешних беспрецедентных санкций меры было бы на порядок сложнее.
Что касается оценки — саму реформу такого масштаба сложно оценивать категорично. У нее есть внутренняя логика, и эту логику важно понимать.
Реформа КНД включила три больших блока. Первый — понять, в каком состоянии находится эта регуляторная среда, требования, которые государство предъявляет к бизнесу и которые бизнес должен выполнять. Было много хороших и правильных норм, и их имело смысл сохранить. Но чтобы принять такое решение, нужно было разобраться.
Вторая задача — это изменение подхода к процедурам надзора. Какое бы идеальное нормативное требование ни было, контрольной процедурой можно его довести до такого абсурда, что мало не покажется.
Третье направление — урегулирование споров. КНД — это всегда поиск баланса интересов бизнеса и государства, и споры неизбежны. Важно было сделать их урегулирование быстрым, удобным — и дать уверенность в том, что они будут справедливо решены, а государство работает над тем, чтобы минимизировать их число. Реформа в такой логике получила мощную поддержку со стороны президента и председателя правительства.
Важный вопрос, который тогда был решен: как инвентаризировать и как оценивать требования государства к бизнесу. Мы пошли по пути совместной работы, который сейчас крайне востребован: создали 43 отраслевые рабочие группы по всем сферам предпринимательской деятельности, в них вошли представители бизнеса и власти, и доля чиновников в них не дотягивает до 20%, подавляющее большинство — это непосредственно бизнесмены и представители деловых объединений.
Совместными усилиями было рассмотрено более 300 тыс. требований. 143 тыс. требований, почти половину, отменили, а 55 тыс. обновили. Отдельный акцент сделаю на сохраненных нормах — их 120 тыс. Бизнес сам настаивал оставить часть требований, потому что они правильные и корректные. Если вспомнить, что фактически работа была проделана за год, то цифры внушительные — но большая подготовительная работа была проделана здесь правительством Дмитрия Медведева, в частности Константином Чуйченко.
Отмена многих обязательных требований диктовалась технологиями, серьезным трендом на цифровизацию. Нормативка — это во всем мире так — конечно, за ним не успевает. Сначала рождается технология, потом ее нормативное регулирование. Я в качестве примера часто привожу «Жалобную книгу», которую нужно иметь в «Уголке потребителя». Но появились бизнесы, где не то что нет «Уголка» — вообще помещения нет.
Также важный аспект оценки — финансовый. Оптимизация обязательных требований, отмена избыточных и максимальный перевод в рекомендательную форму оставшихся экономят бизнесу порядка 200 млрд рублей в ценах 2021 года ежегодно…
Источник: