Единый портал контрольно-надзорной деятельности в Ульяновской области

Индекс административного давления на бизнес федерального омбудсмена. А что у нас?

02.07.2020 по инициативе Ульяновского бизнес-омбудсмена Екатерины Толчиной состоялось совещание под руководством Губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова по обсуждению аналитических данных, полученных при определении Индекса «Административное давление на бизнес».

В мероприятии приняли участие: начальник управления контроля (надзора) и регуляторной политики администрации Губернатора Ульяновской области, Председатель Правительства Ульяновской области, Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области, Главный федеральный инспектор по Ульяновской области, заместитель прокурора Ульяновской области, начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области, руководители надзорных ведомств, включённых в индекс (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, МЧС, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Государственная инспекция труда, Министр энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области и руководители общественных объединений предпринимателей.

«Административное давление на бизнес – один из показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России. Очевидно, что дальнейший рост экономики невозможен без развития предпринимательства. Добросовестный бизнес не должен постоянно чувствовать риск административного наказания», – сказал Губернатор открывая совещание.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Екатерина Толчина сообщила, что уже второй год Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титов представляет Президенту Российской Федерации Индекс «Административное давление на бизнес», рассчитываемый аппаратом бизнес-омбудсмена.

Индекс оценивает снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности, эффективность внедрения риск-ориентированного подхода, долю штрафов, назначенных без проверок, и сборы штрафов ведомствами. Индекс рассчитывается на основе данных региональных бизнес-омбудсменов, территориальных органов федеральных ведомств, Минэкономики, Росстата, судебной статистики, Единого реестра проверок и др.

В Индексе исследуются данные по всем 85 субъектам Российской Федерации и нескольким контрольно-надзорным органам (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС, жилищные инспекции), на долю которых в совокупности приходится более 90% контрольных и надзорных мероприятий на территории России.

«Прошлогодний Индекс сыграл свою роль. Наша совместная отработка показателей Индекса по региону показала возможность влиять на ситуацию. Согласно данным, полученным от Аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, по результатам проведённого анализа Ульяновская область с 42 места поднялась на 1 место и занимает лидирующую позицию в рейтинге из 85 субъектов Федерации. Изменения в работе территориальных федеральных ведомств есть, по ряду показателей контрольно-надзорные органы улучшили свои позиции, но при этом почти все органы значительно нарастили объёмы штрафов», – отметила Екатерина Толчина в своём выступлении.

Самая позитивная динамика по сравнению с прошлым годом у Роспотребнадзора – выросла доля предупреждений по итогам проверок (с 10% до 18,5%), снизилась доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных (с 20,0% до 18,3%), снизился общий размер штрафов, наложенных ведомством, но увеличилась доля дел об административных правонарушениях возбужденных в отношении юридических лиц и ИП без проведения проверок (составляет 20,7% при среднем значении по России 15%).

Росприроднадзор, Ростехнадзор – доля предупреждений, применяемых по итогам проверок ниже средней по России, то есть этими ведомствами намного реже применяется предупреждение. Кроме того, эти ведомства нарастили штрафы по экономическим делам.

«Вопросы снижения давления на бизнес находятся на постоянном контроле прокуратуры. Последовательная позиция прокуратуры по исключению из планов проверок необоснованных контрольных мероприятий позволила сократить их количество. Однако, изучение аналитических сведений Индекса показывает, что не смотря на имеющуюся положительную динамику, есть ряд проблем, которые нам необходимо решать уже сейчас», – сказал Евгений Спиридонов начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области.

В ходе обсуждения, в том числе Методологии индекса «Административное давление на бизнес», от территориальных органов контроля поступили предложения по его совершенствованию.

По итогам обсуждения озвучены предложения по корректировке поведения контрольно-надзорных органов в регионе: замена штрафов предупреждениями для предпринимателей, которые впервые совершили правонарушение; политика к снижению числа рейдовых мероприятий/осмотров и др. мероприятий, не подпадающих под понятие проверка; проведение проверочных мероприятий только в случае серьезной необходимости; применение риск-ориентированного подхода; применение превентивной политики; неприменение штрафных санкций для предпринимателей, в отношении которых были проведены мероприятия, не подпадающие под понятие проверочного мероприятия.

Необходимо учесть, что нынешний Индекс составлен по итогам 2019 года – до начала пандемии COVID -19. Но на этапе выхода из карантина в 2020 году важно понимать, что в том числе от снижения административного давления на бизнес зависит траектория выхода на восстановление экономической активности и рост экономики – результаты Индекса являются ключевыми ориентирами.

Источник:

http://biznespravo73.ru/2020/07/02/indeks-administrativnogo-davleniya-na-biznes-a-chto-u-nas/