Единый портал контрольно-надзорной деятельности в Ульяновской области

Депутаты концептуально поддержали законопроект о госконтроле

Депутаты Госдумы концептуально поддержали разработанный в формате Открытого правительства законопроект о государственном контроле и надзоре и рекомендовали его к принятию в первом чтении с учётом ряда замечаний. Документ был рассмотрен 12 февраля на заседании рабочей группы по подготовке документа к рассмотрению Государственной думой. По мнению депутатов, в доработке нуждается понятийный аппарат законопроекта. Кроме того, участники обсуждения предложили более детально рассмотреть положения законопроекта о применении риск-ориентированного подхода.

Дискуссии сохраняются и вокруг судьбы 294-ФЗ, который сейчас предлагается признать утратившим силу. По словам куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, все замечания депутатов будут детально рассмотрены, а для комитетов нижней палаты парламента будет проведена специальная презентация первых результатов реформирования контрольно-надзорной деятельности.

По словам руководителя рабочей группы, председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольги Савастьяновой, на законопроект поступило 92 заключения от субъектов РФ, на основании представленных заключений 6 комитетов Госдумы поддержали концептуально принятие законопроекта в 1-м чтении с учётом замечаний.

Подходы законопроекта ни у кого сомнений не вызывают. Мы понимаем, что сложившаяся система контрольно-надзорной деятельности в том виде, в котором она сейчас есть, должна уйти в прошлое. Её подходы очень затратны, неэффективны и очень вредны как для организаций, так и для экономики в целом. Нужно работать над тем, чтобы облечь благие намерения в форму закона — объективного, работающего. Для нас очень важно, как интересы общества представлены через нормы закона», — подчеркнула она.

Общая задача членов правительства и депутатов Госдумы — учесть по максимуму все замечания при подготовке законопроекта к 1-му и ко 2-му чтению, чтобы не упустить нюансы и тонкости работы по отраслевым видам контроля и надзора, при этом выполнив основные задачи, для решения которых этот закон разрабатывался, отметил Михаил Абызов.

В 2015 году правительство приступило к разработке этого закона на основании прямого указания президента РФ. В рамках этих указаний были определены приоритеты и принципы, на основании которых этот закон должен быть разработан, в том числе внедрение риск-ориентированного подхода, новой системы оценки результативности и эффективности работы контрольно-надзорных органов практически по всем без исключения видам контроля и надзора. Я хотел бы, чтобы мы придерживались указаний президента при обсуждении замечаний депутатов Государственной думы», — сказал министр.

Михаил Абызов напомнил, что система госконтроля очень обширна: в России действует 190 видов государственного контроля и надзора, контрольно-надзорными функциями наделены 44 федеральных органа власти. Более года правительство реализует приоритетную программу по реформе контрольно-надзорной деятельности, в ней участвуют 15 ведомств, на долю которых приходится 90%. Накопленный опыт поможет при доработке законопроекта, уверен Михаил Абызов.

За год мы накопили огромный опыт и по внедрению риск-ориентированного подхода, и по категорированию объектов по профилям риска, и по переходу на новую систему результативности и эффективности. Мы накопили базу знаний и понимания проблемных точек, которые мы хотим обсудить с вами в рамках работы над этим законом. В течение этого года мы искали правильный баланс между общественно значимыми целями госконтроля — повышением безопасности жизни и здоровья наших граждан — и снижением уровня административной нагрузки на бизнес», — отметил министр.

Инспекторам нужно дать чёткие ориентиры, какие объекты проверять, подчеркнул Михаил Абызов. Мощности инспекторского состава обеспечивают охват лишь от 5 до 10% поднадзорных субъектов в год. Таким образом, чтобы проверить всех, требуется 10 лет, а в худшем случае — 20 лет. Любой инспектор или руководитель, принимая решение о выходе на проверку, плановую или внеплановую, оперирует той ёмкостью инспекторского состава, которая у него есть. Значит, он должен определить приоритеты. В приоритете, по словам Михаила Абызова, должны быть объекты, которые несут наибольшую угрозу для жизни и здоровья граждан. Это и есть основа риск-ориентированного подхода. Его введение поддерживают в предпринимательском сообществе.

Когда надзорный орган отчитывается о том, сколько проверок он провёл и сколько штрафов он собрал, это не имеет никакого отношения к безопасности. В будущем надзор будет отчитываться о том, сколько жизней он спас, насколько уменьшилось количество жертв, аварий, потерь в экологии и так далее. Каждый надзор должен показывать свою эффективность. Если стало меньше таких случаев, значит, надзорный орган работает эффективно. Риск-ориентированный подход — это сложные формулы, в каждой сфере свои, но основанные на определённых статистических данных. Если на объекте повторяются аварии, повторяются жертвы, то к нему больше внимания. Если объект вложился в безопасность, на него нет жалоб, то зачем его проверять», — отметила вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

Следующим шагом, по её словам, должна стать ликвидация устаревших и избыточных требований к бизнесу. Она отметила важную роль общественно-делового совета, в рамках которого Михаил Абызов, по её словам, собрал «беспрецедентное количество экспертов», которые принимают регулярное участие в деятельности 19 рабочих групп по пересмотру обязательных требований. Механизм работы с требованиями должен быть прописан в законе, подчеркнула Марина Блудян.

Все профили риска согласовываются в проектном комитете реформы после заключения общественно-делового совета, подчеркнул Михаил Абызов. Они проходят несколько кругов экспертизы со стороны надзорных ведомств и делового сообщества. Министр также сообщил, что для работы в новой системе в этом году планируется переобучить 20 тыс. инспекторов, а в следующем — ещё 50 тыс.

Законопроект поддержали и в Счётной палате.

Счётная палата неоднократно отмечала недостаточный уровень результативности и эффективности деятельности в рамках контрольно-надзорных полномочий. Законопроект ориентирован на то, чтобы улучшить качество осуществления надзорной деятельности, повысить её эффективность и результативность. Мы должны дать ориентиры не только для бизнеса, но и для населения, для всего общества, что и как будет изменяться в целом во всех сферах», — сказала аудитор Счётной палаты Татьяна Блинова.

Замминистра экономического развития Савва Шипов напомнил, что изначально было 2 версии законопроекта, которые затем были сведены в одну компромиссную версию.

Документ разрабатывался в тесном сотрудничестве с бизнесом и федеральными органами власти. Более 300 замечаний было урегулировано в рамках подготовки законопроекта. Предложения, которые прозвучали, в большинстве своём справедливы и могут быть учтены», — сказал замглавы Минэкономразвития.

По итогам обсуждения будет подготовлено заключение и проект постановления, который будет подготовлен для рассмотрения депутатами. Он должен содержать основные проблемы и тематические направления, требующие проработки. Законопроект будет рассмотрен на заседании комитета по контролю и регламенту 19 февраля.

Источник: http://open.gov.ru/events/5517460/